Top.Mail.Ru

Зависит ли аллергия ребенка на грудном вскармливании от диеты мамы

Опубликовано: 24.04.2024
Время чтения: 4 минуты
count 1786

Аллергическая реакция у ребенка как правило проявляется высыпаниями на коже и нарушениями пищеварения. Но эти же симптомы могут говорить и о других состояниях, никак не связанных с аллергией. По каким же признакам можно точно диагностировать это распространенное в наше время заболевание и как его лечить? С этими вопросами эксперт «Школы мам «Нутрилак» Ольга Боковская обратилась к врачу-педиатру, аллергологу-иммунологу Алексею Бессмертному.

– Алексей, раньше было принято считать, что если у ребенка покраснели щеки, если у него колики, запор, беспокойство – это оттого, что мама съела что-то «запрещенное». Да и сегодня такое мнение не редкость не только у бабушек, но даже и у некоторых врачей. Давайте проясним, что же на самом деле? Насколько велика вероятность развития у ребенка аллергической реакции на съеденные мамой продукты, и как она может проявляться?

– Для начала, аллергия не проявляется в совсем раннем возрасте. Есть маленький секрет. Когда к педиатру обращается мама с ребенком младше трех месяцев и говорит: «У нас аллергия», – мы можем смело сказать, что, скорее всего, это не так, поскольку она еще не успела сформироваться. То есть не сформировался еще такой аллергический ответ. 
Вообще, пока ребенок находится на грудном вскармливании, белки-аллергены не очень хорошо проникают сквозь грудное молоко. Науке, кстати, до сих пор не совсем понятно, как они в принципе туда проникают, но следы того же самого белка коровьего молока могут в него попадать. И всё же на грудном вскармливании истинная пищевая аллергия – это достаточно большая редкость. Чаще всего это проявляется даже не атопическим дерматитом, а аллергическим энтероколитом, то есть такими проявлениями, как прожилки крови в стуле. И в таких случаях, конечно, маме исключается белок молока из рациона. 
Но пока ребенок на грудном вскармливании, маловероятно, что обострение атопического дерматита зависит от маминой диеты. Просто у нас есть такая привычка: заявлять, что мама что-то съела. Хотя, если мы подумаем, какие факторы могли обострить дерматит, то мы найдем их огромное количество: вспотел в поликлинике, долго сидел в машине в комбинезоне, дома было слишком жарко, потекли слюни, натёрли об папину бороду и прочее-прочее-прочее. Но, опять же, мы всегда услышим обвиняющий тон, хотя это очень плохая практика: обвинять, а не поддерживать.

– Хорошо, мы поняли, что сыпь на коже до трех месяцев, особенно если ребенок на грудном вскармливании, – это маловероятно аллергия, потому что развивать настоящие аллергические реакции в этом возрасте еще сложно. А где еще может быть аллергия, если не на коже?

– Если мы говорим о грудных детях, то у нас органов-мишеней, которые поражаются при аллергии, не так много. Это слизистые, это кожа, это кишечник – желудочно-кишечный тракт. 
Респираторная аллергия практически никогда не проявляется на первом году жизни. Либо она проявляется в совокупности такого комплекса, как анафилаксия, то есть генерализованная аллергическая реакция, когда в этом процессе участвует несколько органов или систем. Например, это сыпь, крапивница, рвота и одышка или сыпь, крапивница, насморк и слезы – несколько проявлений от разных органов и систем. 
Больше скрытых симптомов аллергии назвать не могу. То есть нет такого, что ребенок визуально здоров, мы по нему ничего не видим, а у него какая-то аллергия есть.
Разнообразные симптомы, приписываемые аллергии, такие как беспокойство, колики, дисхезия, или «синтром кряхтящего младенца», – это все к аллергии отношения не имеет.

– То есть нет необходимости на всякий случай, для профилактики, убирать из рациона мамы какие-то условно аллергенные продукты, если у ребенка, например, пятна на коже, сыпь или усилились колики?

– Убирая что-то из рациона, мы обедняем его. Я считаю, чтобы убрать какой-то продукт из рациона кормящей, я должен сначала сам на 100% быть уверен, что это надо сделать, а потом доказать этой маме, что это необходимо. Если я сам себе не могу это доказать, я никогда не буду это делать. 
У нас в медицинской практике, к сожалению, чаще бывает наоборот. Поскольку мама после беременности и родов недостаточно страдала, у неё нет ни покоя, ни ласки, ни сна – пусть она ещё и не ест. А то ей так просто будет неинтересно, она не поймёт весь вкус материнства. 
Неспецифическая гипоаллергенная диета – это очень сомнительное средство. Убрать всё цветное, красное, мучное и прочее – и откуда тогда кормящей маме брать питательные вещества для себя и младенца? Есть такая диета, называется «по Адо», по имени одного из корифеев советской педиатрии. Она подбиралась тогда, когда современных методов диагностики аллергии не было, и просто наугад убирали всё, что может быть аллергенным. Там почему-то там нет курицы, но есть индейка. Можно печенье «Мария» из пшеницы, но хлеб нельзя. 
То же самое касается, кстати говоря, специфических столов. Есть такие столы, с первого по пятнадцатый, по Певзнеру – был такой профессор. Они составлялись тогда, когда диетология была в зачатке и не имела еще таких научных обоснований. Но до сих пор назначают, в том числе кормящим мамам, стол №7 или стол №15 протертый, забывая, что даже отечественным минздравом «столы» отменены приказом от 2005 года.
Сейчас мы уже понимаем, что в принципе диета кормящей мамы – это очень сильный постсоветский миф. Последнее обновление Всемирной организации здравоохранения по питанию кормящих и беременных было в 2003 году, и оно не менялось за 20 лет. Там по-прежнему написано: «Ешьте всё». Исключайте сырую рыбу – это риск инфекции, не кушайте тунец – там много тяжелых металлов. Остальное – пожалуйста.

– Спасибо, Алексей. Я надеюсь, мы развеяли опасения многих кормящих мам, и теперь они будут питаться разнообразно, вкусно и полноценно.

Яндекс.Метрика