Лактазная недостаточность – одна из причин исключения из рациона питания ребенка молочных продуктов. В случае, если малыш находится на искусственном вскармливании, его переводят на безлактозную смесь. Но как часто встречается это заболевание и чем оно отличается от аллергии на белок коровьего молока, проявления которой нередко принимают за лактазную недостаточность? Об этом эксперту «Школы мам «Нутрилак» Ольге Боковской рассказал врач-педиатр, аллерголог-иммунолог Алексей Бессмертный.
– Алексей, в чем сложность с диагностикой лактазной недостаточности? Нередки случаи, когда при подозрении на аллергию к белкам коровьего молока ребенку назначают смеси без содержания лактозы. Насколько это корректно, и вообще есть ли связь между лактазной недостаточностью и аллергией, в том числе аллергией на белок коровьего молока?
– Лактазная недостаточность, которую ставят налево и направо всем подряд, – это самое нелюбимое в моей практике. Не знают ее симптомы, хотя давно всё написано.
На самом деле, меня это очень удивляет. Никто ведь не строит ракету, пытаясь отойти от учебника. Никто не пытается приделать к ней ветряной двигатель, надеясь, что она полетит. То же самое касается учебников, связанных с педиатрией. Давно описаны симптомы каждой болезни. Если идти по этим симптомам, то несложно догадаться, оно это или нет. Но когда у ребенка стул раз в день и его сильно пучит, приписывать ему непереносимость лактозы, которая, по факту, транзиторно встречается не так уж и часто, – это ошибочно.
Что больше всего огорчает, так это то, что не только у пациентов, но и у многих врачей-педиатров есть каша в голове по поводу лактазной недостаточности и аллергии к белкам молока. Но это говорит о плохом понимании в принципе, что такое белок и что такое сахар.
Лактазная недостаточность – это плохое переваривание сахаров, брожение. Ферментов не хватает, и просто образуется много газов. Это непереносимость сахара.
Сахара аллергию вызвать не могут. Аллергию вызывают только белки. Например, белки коровьего молока могут вызывать аллергическую реакцию. Но сплошь и рядом мы можем видеть, когда маме, у ребенка которой подозревают аллергию к белкам коровьего молока, назначают для него безлактозную смесь и снимают его с грудного вскармливания. Или, допустим, запрещают ей сахар, думая, что от этого сахара в её молоке окажется меньше.
Такая, я бы сказал, вопиющая некомпетентность в этом вопросе присуща не только российским педиатрам, а, как оказалось, повсеместно: врачам общей практики во многих странах. Просто люди не любят разбираться в этих сложных и малоинтересных проблемах. Проще сказать: «Давайте дадим смесь без лактозы, и все будет хорошо». Разумеется, проходит время, ребенок растет, детские проблемы заканчиваются, и говорят: «Видите, прошло всего лишь полгода, и смесь полностью исправила ситуацию».
– То есть лактазная недостаточность у младенцев имеет тенденцию проходить со временем без какого-то специфического лечения?
– Да, совершенно верно. Если симптомы лактазной недостаточности у ребёнка всё-таки есть, но они не катастрофичны: жидкий стул – зелёный, зловонный, пенистый, но при этом идёт нормальный набор веса, то можно не менять программу питания ребёнка. Дав ему безлактозную смесь, мы на время улучшим его состояние, но задержим созревание ферментативной системы кишечника. Тем самым в моменте мы сделаем ему лучше, но отодвинем время, когда его кишечник начнет функционировать полноценно. Поэтому если это терпимо, то можно оставаться на обычной смеси.
А если это грудное вскармливание, то в принципе это универсальный инструмент, и редко когда по-настоящему грудное молоко не подходит ребёнку. Хотя сейчас это очень частая тенденция. Я раза три в неделю на приёме сталкиваюсь с тем, что приходит мама, которой отменили грудное вскармливание в связи с высыпаниями или подозрением на пищевую аллергию. Это абсолютно неверно, потому что истинная аллергия на грудное молоко существует казуистически редко. В моей практике за 20 лет у меня была только одна семья, в которой у всех троих детей была анафилаксия на первые капли грудного молока. Это очень редкий механизм.
Всё остальное, когда живот болит, кажется, что молоко не подходит, – это просто временное явление, которое нужно перетерпеть.
– Вы уже отметили, что лактазная недостаточность не имеет ничего общего с аллергией. У этого заболевания совершенно другая природа и механизмы. Но как же объяснить те случаи, когда при назначении безлактозной смеси симптомы аллергии к белку коровьего молока ослабевают или исчезают совсем?
– Действительно, так бывает. Ребёнка начинают лечить: меняют ему смеси, питание, дают пробиотики, делают какие-то манипуляции. Всё это занимает какое-то продолжительное время. За два-три месяца те расстройства, которые беспокоили ребенка, проходят естественным образом. Но мама связывает улучшение с каким-то из последних действий. И часто одно из последних действий оказывается, как раз, переходом на другой вариант питания.
Но, опять же, нужно уяснить, что безлактозной смесью мы пищевую аллергию не лечим. Также, если мы всё-таки подозреваем истинную аллергию на белок коровьего молока, мы не используем для лечения как смесь на альтернативном животном белке, то есть на основе белка козьего молока, так и не используем смеси с пометкой «гипоаллергенная». Поскольку гипоаллергенная смесь – это частичный гидролизат, который не лишен полноценной аллергенности, поэтому смесь гипоаллергенной по факту не является. Это такой маркетинговый ход. Если нам уж необходима гипоаллергенная смесь, то мы используем полный сывороточный или казеиновый гидролизат или аминокислотный аналог.