Top.Mail.Ru

Запор у ребенка: симптомы, лечение, профилактика

Опубликовано: 29.02.2024
Время чтения: 3 минуты
count 998

Когда ребенок не какает два-три дня, даже самые стойкие мамы начинают нервничать и гуглить симптомы запора. Как понять, что у ребенка действительно запор? Когда лечение необходимо? Какие меры помогают предотвратить запор у малыша? Ответы на эти злободневные для молодых родителей вопросы эксперту «Школы мам Nutrilak» Ольге Боковской дала детский гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук Ольга Горячева. 

– Ольга Александровна, на основании каких симптомов вы как специалист ставите диагноз «запор»? И как всё-таки правильно лечить запор на первом году жизни? 

– Это правильная постановка вопроса. Для начала, чтобы полечить запор, надо понять, что это запор. Условно, из тех пациентов грудного возраста, которые ко мне приходят, большинство идет с жалобой на то, что ребёнок не какает, у него запор. Но когда родители мне показывают фото подгузника, чаще всего это полностью впитывающаяся каловая масса, либо там жижа. Так вот, это не запор. 

Для того, чтобы понять, есть ли запор у ребёнка, существуют самые распространённые для постановки диагноза Римские критерии. Чтобы поставить истинный диагноз функционального запора, необходимо, чтобы было два критерия из них. Первый – это отсутствие дефекации. То есть ребенок какает реже, чем один раз в три дня или два раза в неделю. 

Далее, это плотная каловая масса, либо как у овцы, либо плотная-плотная, что, в принципе, не свойственно малышу. Малышам более свойственен либо жижеобразный, либо сметанообразный кал, особенно до ввода прикорма. Еще признаки запора в соответствии с Римскими критериями – это болезненность дефекации, это грязное отхождение газов – с каловыми массами, это беспокойство, плач, это наличие кровяных вкраплений, которые появились из-за того, что выявлена трещина, либо была очень плотная каловая масса. 

Так вот, если два признака из этого присутствуют, то, да, действительно, мы можем диагностировать запор. 

И первое, что мы должны сделать, если мы выставляем этот диагноз, это выяснить, что ест ребенок, как часто он ест. А также уточнить, какие есть ещё сопутствующие факторы. Например, условно, если разово был очень плотный стул, потому что ребенку были назначены антибактериальные препараты, то, скорее всего, мы будем просто говорить про пересмотр питания, про более частые массажи, теплые ванны, и тогда быстрее будет расслабляться попа. 

Если это история про начало ввода прикорма, то скорее всего мы будем рекомендовать увеличить количество свежих овощей, фруктов в рационе, потому что клетчатка всегда рулит. Это отличное решение вопроса. 

Если мы говорим про искусственное вскармливание, то можно рассмотреть варианты добавления кисломолочной смеси или смеси, обогащенной клетчаткой. 

Если мы говорим про грудное вскармливание, то, соответственно, мы будем говорить про дополнительные препараты, которые могут размягчать стул. 

– Раз уж мы затронули тему грудного вскармливания, давайте проясним, можно ли регулировать стул ребенка, в частности профилактировать запор, через диету мамы? 

– Нет. Диете мамы нельзя быть. Ее не должно существовать глобально. 

Но, кстати, если мы говорим про запор, есть единственный продукт, который, вероятно, может вызывать запор. И это коровье молоко. Есть часть исследований, которые говорят, что если это грудной ребенок раннего возраста, то логично кормящей маме ограничить употребление молока. Но не стоит путать это состояние с истинной аллергией на белок коровьего молока, с аллергическим проктоколитом, когда мы будем просить маму убрать все продукты, которые могут содержать даже следы белка коровьего молока. 

– Помогают ли пробиотики при запорах? Что говорит наука, что говорит ваша практика? 

– Ох, это очень злободневная тема – история про пробиотики, пребиотики, симбиотики, обогащение микробиоты. Так вот, это все не рабочая схема. Точнее, она работает для тех, кто это придумывает, потому что это помогает им становиться богаче на наших страхах. 

Самый главный пробиотик в нашей жизни, как и пребиотик – это питание, которое мы получаем. Поэтому чем мама вкуснее, разнообразнее, питается во время кормления ребенка грудью, если это ГВ, тем здоровее будет его микробиота. 

Чем активнее ребенок ведет«половую жизнь», я имею в виду, ползает по полу, облизывает всё вокруг, ест из мисок животных, хватает всё подряд, тем здоровее будет его микробиота. 

Чем меньше мы влезаем в нее различными про-, пре-, симбиотиками, иммуномодуляторами и так далее, тем здоровее будет его микробиота. Вот такой вот парадокс. Чем меньше мы это все тревожим, тем здоровее становится сам малыш. 

– Как, по вашему клиническому опыту, влияет режим допаивания – на грудном вскармливании, на искусственном вскармливании? Важно ли количество воды для профилактики функционального запора или на что-то, напоминающее родителям запор? Или вода в этом вопросе вообще не играет роли на первом году жизни? 

– Я выскажу спорное для многих мнение, но допаивать не надо. По рекомендациям ВОЗ, в принципе, мы не допаиваем ни на ГВ, ни на искусственном вскармливании. Там есть, правда, такая ремарка, что это касается неблагоприятных стран, потому что в этих странах качество воды оставляет желать лучшего. Но на самом деле, если подумать чуть-чуть, то что грудное молоко, что смесь состоят на очень-очень много процентов – 80-90 – из воды сами по себе. Поэтому допаивание малыша, который находится исключительно на искусственном, смешанном или грудном вскармливании не имеет никакой логики. 

Более того, если мы говорим про более взрослых детей, то и там в коррекции запора вода особой роли не играет. Главное, чтобы ребенок просто пил. 

Да, у взрослых есть такие рекомендации, что надо соблюдать питьевой режим, попробовать увеличить количество жидкости. Но дети, в принципе, всегда пьют по жажде. И если мы будем за ними бегать с бутылкой воды, то мы скорее разовьем у них расстройство пищевого поведения, чем поможем разрешить историю запора. 

– А что в отношении сладкого? Действительно слипнется, как это обещает известное выражение? Нужно уменьшать количество сладкого, чтобы не было запора? 

– Сладкое сладкому рознь. И здесь речь не только о запорах. Условно мы понимаем, что до двух лет мы не едим сахара в чистом виде, то есть я не могу дать своему ребенку съесть шоколадку. Всё, конечно, достаточно условно, и дело не только в том, что сахар нарушает вкусовые предпочтения ребенка. Это история про обмен углеводов, про незрелость системы ферментов. Но глобально от того, что ребенок съест фруктовую конфету без сахара, либо съест какую-нибудь чурчхелу, которая будет просто из орехов и виноградного сока – это не проблема, если там нет добавленных сахаров. 

Глобальная история про питание всегда упирается в правила гарвардской тарелки, или здоровой тарелки, где наши порции еды – это наша ладонь. Где половина – это всегда свежие или минимально термически обработанные овощи, фрукты, а остальное – это белок и углеводы. И если это правило будет соблюдаться, а углеводы будут чем-то сладеньким, но без добавленного сахара, то пусть ребенок ест на здоровье. 

Еще раз повторюсь, что всё достаточно условно, если, конечно, нет прямых медицинских противопоказаний для употребления какого-то продукта, включая сахар и шоколад. Глобально же не надо демонизировать еду. Нет никакой плохой еды, если умеем ее правильно совмещать.

Яндекс.Метрика